Сказание о победе над волжскими болгарами...

Сказание о победе над волжскими болгарами...
Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа (заглавие в рукописях: «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере»; начало; «Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати») – одно из программных произведений владимирской литературы 60-х гг. XII в., отразившее создание сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси. Согласно С., победа в день 1 августа сопутствует не только воинам Андрея Юрьевича Боголюбского, но и Мануилу Комнину в походе против сарацын, причем владимирский князь и византийский император показаны равными в славе и достоинстве. На С. повлияло переводное «Слово о явлении честного креста и о победе». Явлению «божественного луча огнена» Андрею Боголюбскому и его полку в сцене битвы 1164 г. с волжскими болгарами прямую параллель составляет видение лабарума – «божественной победы» – римскому императору Константину перед битвой при Сакса Рубра. Текст благодарственного моления Андрея за победу в походе близко повторяет этикетное моление Владимира I в Повести временных лет под 996 г. В отличие от «Слова великого князя Андрея Боголюбского о милости божией» (см. Андрей Юрьевич Боголюбский) С. приписывает учреждение нового церковно-государственного праздника Владимирской Руси не только лично князю Андрею Боголюбскому, но и византийским иерархам – императору Мануилу, патриарху Луке, а также грекам – киевскому митрополиту Константину и ростовскому епископу Нестору. С. дошло в трех редакциях и более чем в 30 списках. Из них наиболее ранние – в пергаменных списках Пролога: ГПБ, собр. ПДА, А1/264, XIV–XV вв. и ГБЛ, собр. Рогож. кладб., № 511, XIV–XV вв. Первая, основная редакция С. имеет 4 варианта. Варианты 1 и 2 имеют различные продолжения основного текста С.: 1) описание храмового праздника 1 августа (см. списки: ГПБ, F.I, 257, XVI в.; ГБЛ, собр. Рогож. кладб., № 560, XVI в.; Калининский гос. обл. арх., № 1153, XVI в.); 2) особое Установление о постах на праздник 1 августа (см. списки: ГПБ, собр. ПДА, А1/264; ГБЛ, собр. Большакова, № 195). Вариант 1 принадлежит, по-видимому, епископу Феодору (ум. 1169 г.), который боролся вместе с Андреем Боголюбским за автокефалию владимирской кафедры; вариант 2, по-видимому, редактировал епископ грек Леон, выступавший в Ростове против автокефальных притязаний Владимира (нач. 1170-х гг.). В варианте 3, опубликованном В. О. Ключевским в 1878 г. вместе со Сказанием о чудесах Владимирской иконы богоматери, продолжения основного текста сняты, а в конце добавлен молитвенный текст, который Н. Н. Воронин приписывал Андрею Боголюбскому. Вариант 4 содержит основной текст С. без продолжений и дополнений (списки: ГБЛ, собр. Рогожского кладб., № 511; ГБЛ, собр. Егорова, № 637). Вторая редакция С. – краткая летописная. Она читается в составе Летописи Лаврентьевской и опубликована В. О. Ключевским по списку Минеи. Редакция трактует победу 1164 г. над волжскими болгарами как новое чудо Владимирской иконы богоматери. По мнению Б. А. Рыбакова, она датируется началом 70-х гг. XII в. (см.: Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 110, примеч. 47). Третья редакция С. представляет собой соединение текста 4 вар. 1-й редакции со «Словом великого князя Андрея Боголюбского о милости божией». Возникла она не ранее кон. XIII – нач. XIV в. Опубликована И. Е. Забелиным в 1895 г. В печатном Прологе на 1 августа помещен текст «Сказания», близкий к 1-му варианту 1-й редакции. С. существенно переосмысливает фабульное ядро воинской повести, изображая поход Андрея Боголюбского с литературно-публицистических и государственно-идеологических позиций, и принадлежит к жанрам историко-легендарного повествования Владимирской литературы второй половины XII в. Изд.: Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. СПб., 1878, с. 21–28 (изд. ОЛДП, № 30); Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – Археол. изв. и заметки. М., 1895, № 2–3, с. 45–46; Лаврентьевская летопись. – ПСРЛ, т. 1. М., 1962, стб. 352–353; Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 90–91. Лит.: Голубинский. История церкви, т. 1, ч. 2, с. 409–410; Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960, с. 243–249; Воронин Н. Н. 1) Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: (Из истории русско-византийских отношений XII в.). – ВВ, 1962, т. 21, с. 29–50; 2) Сказание о победе 1164 г. над болгарами и празднике Спаса. – В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 88–92; Филипповский Г. Ю. 1) Художественно-документальные жанры владимирской литературы 60-х гг. XII в. – Вестн. МГУ, Филол., 1979, № 4, с. 37–44; 2) Жанры историко-легендарного повествования владимирской литературы второй половины XII в.: Автореф. канд. дис. М., 1979.
Г. Ю. Филипповский

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Сказание о победе над волжскими болгарами..." в других словарях:

  • Сказание о чудесах Владимирской иконы... — богоматери – цикл рассказов, основная часть которых посвящена описанию чудес, совершенных в XII в. Владимирской иконой богоматери (необходимо отличать «Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери» XII в. от одноименного «Сказания о… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ — (между 1120 и 1125 29 или 30.06.1174, Боголюбово под Владимиром на Клязьме), св. блгв. (пам. 4 июля, 23 июня в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых), кн. владимиро суздальский (1157 1174), 2 й или 3 й сын ростово суздальского кн …   Православная энциклопедия

  • Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также …   Википедия

  • Спас Всемилостивый (икона) — Спас Всемилостивый Икона ок. 1430 года Дата появления: 60 е годы XII века …   Википедия

  • Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня — (греч. Ἡ Πρόοδος τοῦ Τιμίου Σταυροῦ), также Первый (медовый) Спас  православный праздник в первый день Успенского поста  1 августа по юлианскому календарю. По Уставу, относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день… …   Википедия

  • Происхождение честных древ Животворящего Креста — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста …   Википедия

  • Андрей Юрьевич Боголюбский — (1111–1174 гг.) – великий князь Владимирский (с 1169 г.), сын князя Юрия Долгорукого, автор Слова о празднике 1 августа. А. Ю. Б. стремился возродить единство Руси на новой основе, под эгидой Владимиро Суздальского княжества. Князь развернул во… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Сказания об иконе Владимирской Богоматери — цикл пам. 12 13 вв., посвященных ист. иконы Владимирской Богоматери. Икона визант. происхождения была вывезена Андреем Боголюбским из Вышгорода в Суздальскую землю в 1155 и стала гл. святыней княжества. Первые рассказы о чудесах иконы Сказание о… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Древнерусская литература XII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения …   Википедия

  • Рязанские, князья — вели свое происхождение от Святослава Ярославича Черниговского, получившего по завещанию отца (ум. в 1054 г.) Чернигов с Тмутараканью, Муромом и страной вятичей. Святославу Ярославичу приписывается основание в 60 х гг. XI века ряда укрепленных… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»